Калан

03.11.2018

 

По сравнению с летней сессией «Зеленого острова», состав обновился на две трети. Поэтому, когда 30 октября я проводил интерактивное занятие о Стратегии сохранения биоразнообразии Сахалинской области («Выбери свою панду-2»), я бегло повторил свою первую презентацию по этой теме. Тогда ребята проголосовали с помощью трех наклеек и выбрали пандой летней смены калана.

Мне сразу показалось, что выбор оказался не слишком удачным, калан просто зверек такой симпатичный, «мимишный», но на самом деле он в список модельных видов попал только потому, что он ключевой для морских прибрежных экосистем (key stone species). Кроме того, на Сахалине его увидеть невозможно, только на Курильских островах. Да и непонятно, каким образом дети могли бы сделать вклад в его сохранение.

Но самые странные вещи обнаружились вокруг калана, когда я почитал современные статьи о состоянии его популяций в российской части ареала.

Загребельский С. В., Фомин В. В., Бурдин А. М. 2008. Динамика численности, структура популяции калана Enhydra lutris Linne на Командорских островах и оценка их миграционной активности между островами архипелага // Экология. № 1. с. 43-49

Корнев С. И. 2010. Современное состояние популяций калана в российской части ареала // исследования водных биоресурсов Камчатки и Северо-Западной части Тихого океана. Вып. 19. с. 6-27

Корнев С. И., Корнева С. М. 2005. История и современное состояние популяций калана Enhydra lutris в России // Вопросы географии Камчатки. № 11. с. 64-67

Корнева С. М. 2007. Влияние калана  на структуру прибрежных сообществ в российских водах. Автореф. дисс. к. б. н. Петропавловск-Камчатский. 22 с.

Оказывается «Высокая численность калана в российской части ареала и возрастающий пресс его хищничества приводят к дальнейшим перестройкам мелководных сообществ бентоса, сокращению промысловых и перспективных для промысла видов беспозвоночных».

И еще: «Современное состояние калана в российских водах (распределение по ареалу, освоенность среды обитания и др.) характеризует вид как фоновый, сходный с другими широко распространенными видами морских млекопитающих Мирового океана. В связи с чем было бы целесообразно пересмотреть нахождение калана в Красной книге РФ».

То есть, сохранять калана совсем не обязательно, более того, надо бы его исключить из Красных книг.

В тот же день, я услышал от Татьяны Ивановны Чупахиной, что Корнев в последнее время изменил свое мнение. Российское браконьерство может все сожрать, даже самые отдаленные популяции.

Еще немного литературы о калане:

Артюхин Ю. Б., Бурканов В. Н. 1999. Морские птицы и млекопитающие Дальнего Востока. с. 164-165

Барабаш-Никифоров И. И., Мараков С. В., Николаев А. М. 1968. Калан (морская выдра).

Ивашкин М. В., Попов Л. А., Цапко А. С. 1972. Морские млекопитающие. с. 103-108

Кузин А. Е., Маминов М. К., Перлов А. С. 1984. Численность ластоногих и калана на Курильских островах // Морские млекопитающие Дальнего Востока. Владивосток: ТИНРО. с. 54-57

Николаев А. М. 1965. Состояние поголовья Курильских каланов и котиков и мероприятия по их воспроизводству // Морские млекопитающие. М.: Наука. с. 226-230

Kenyon K. W. 1969. The sea otter in the eastern Pacific Ocean. North American Fauna. 68. 1-352 p.

После лекции о калане было предложено выбрать панду осенней сессии «Зеленого острова» из оставшихся 13-ти модельных видов. Победил белоплечий орлан – 25 баллов, доклад о нем взял на себя Артемий  Шкель из Долинска. Занявшего второе место сахалинского осетра взял мой постоянный волонтер Степан Андреев.

 

 

 

 

Меню

Минуточку ...